Введение.
Очень сложно разделить время, когда закончилась охота и начался спорт. Охотники изображены в доисторическом искусстве, но нам неизвестно, преследовали ли они свою добычу только для необходимости, или же иногда в них просыпался спортивный азарт. Однако, по литературным и иконографическим свидетельствам большинства древних цивилизаций, очевидно, что охота вскоре перестала быть самоцелью, по крайней мере, для королевской семьи и знати. Археологические данные также указывают на то, что игры с мячом были распространены среди древних народов, таких как китайцы и ацтеки. Но нужно помнить, что подобные игры с мячом являлись скорее ритуалом, чем спортом в его чистом виде.
Традиционные африканские виды спорта.
Культурных различий среди африканцев было намного больше, чем среди арабских народов северного побережья. Игры с мячом являлись редкостью, но вот борьба того или иного рода была повсеместной. Формы и виды борьбы варьировались от племени к племени: для нубийцев борьба была скорее ритуалом, в котором тела людей были искусно украшенными, а также тщательно подготовленными, что являлось показателем статуса. В южной части Нигерии члены племени Игбо участвовали в соревнованиях по борьбе, которые проводились каждый восьмой день в течение трех месяцев сезона дождей. Считалось, что такие ожесточенные состязания должны были убедить богов дать обильные урожаи кукурузы и ямса. Кроме того, нужно отметить, что племена Тутси и Хуту Руанды были первыми среди народов Африки, которые устроили соревнования между женщинами.
В то время как европейцы вели завоевания Африки и постепенно внедряли в колонии свои виды спорта, местные обычаи хоть и претерпели изменения, но тем не менее остались жить. Так, например, футболисты Зулу при подготовке к матчам полагаются не только на своих тренеров, но и на услуги иньянги (колдуна).
И, конечно, свидетельства состязаний бегунов и прыгунов были найдены по всей длине и ширине африканского континента. В эпоху империализма исследователи и колонизаторы часто поражались мастерству этих «первобытных» народов. Нанди (народ из рифтовой долины Кении) могли без усилий пробегать огромные дистанции, с которыми и близко не могли сравняться европейские бегуны. Это же касалось и прыжков в высоту: люди племени Тутси из Руанды и Бурунди взлетали до высоты, которая могла бы показаться невероятной, если бы в полете эти прыгуны не были сфотографированы членами антропологической экспедиции Адольфа Фридриха цу Мекленбурга на рубеже 20-го века.
Читайте также: История баскетбола
Пифийские игры и другие состязания
Олимпийские игры были самыми старыми и почетными спортивными состязаниями, но не единственными. С 586 года до н. э. в Дельфах раз в четыре года проводились регулярные Пифийские игры, включавшие олимпийскую спортивную программу. Кроме спортивных состязаний в Дельфах были конкурсы для музыкантов и певцов.
Организатором Истмийских игр был Коринф, который контролировал святилище Посейдона. Игры регулярно проводились с 580 года до н. э. В отличие от состязаний в Олимпии и Дельфах Истмийские игры проводились раз в 2 года. Их программа известна плохо, но, как и в Дельфах, большую роль в ней играли мусические состязания (им покровительствовали музы).
Немейские игры были посвящены Зевсу и включали только спортивные состязания. Они проводились раз в 2 года после летнего солнцестояния. В регулярный цикл общегреческих игр они вошли в 573 году до н. э. Организаторами игр были граждане маленького города Клеоны, который стал частью полиса Аргос. Так Немейские игры стали проводиться под патронажем Аргоса.
Денежные игры были менее почетными. Например, ради них не заключалось священное перемирие. Известны десятки таких игр. В полисе Эпидавр на севере Пелопоннеса проводились игры в честь Асклепия. Их организовывало святилище этого бога. Игры в честь Асклепия шли через 9 дней после Истмийских игр. Они включали бег на стадий, панкратион и пентатлон.
Участники гоплитодрома. (Wikimedia Commons)
Главный праздник Афин Панафинейский фестиваль сопровождался спортивными состязаниями. Раз в четыре года проходили Великие Панафинеи, ежегодно — Малые Панафинеи. В Великих Панафинеях могли участвовать греки из других полисов. Победители получали денежные призы. Например, победитель в беге получал золотой венок и 500 серебряных драхм, а обладатели следующих четырех мест — по несколько сотен драхм.
Ежегодные Малые Панафинеи включали скачки верхом, гонки на колесницах, метание копья верхом, пирриху (боевой танец), бег с факелами (лампадедром). Во время лампадедрома бегуны образовывали несколько команд, члены которых передавали факел, как эстафету. Награды на Малых Панафинеях включали сосуды с оливковым маслом, быков и деньги.
После победы над кельтами в 278 году до н. э. этолийцы установили собственные игры Сотерии, включавшие музыкальные и спортивные состязания. Они отправили послов по всей Греции, приглашая на Сотерии и убеждая признать их равными Пифийским и Немейским играм. Через сто лет после Сотерий в Пергаме учредили новые межполисные игры — Никифорийские в честь царя Пергама Эвмена II.
В 10 году до н. э. царь Иудеи Ирод достроил свою столицу Кесарию. Царь отметил основание города спортивными и мусическими состязаниями, посвященными императору Августу. Новые игры также проводились раз в четыре года. Еще одни игры были учреждены Августом в Неаполе.
Спорт Древнего Средиземноморья.
Египет.
В Древнем Египте спорт несомненно был абсолютно обычным явлением. Так, фараоны использовали свое охотничье мастерство и демонстрировали свою силу и меткость, таким образом они показывали свою пригодность для управления. Но нужно отметить, что у историков вкрадываются сомнения по поводу правдивости столь хороших физических качеств древних фараонов, так как часто им придавалась излишняя сила и сравнивалась с божественной. Тем не менее обычные египтяне участвовали в играх с мячом, боях на палках и борьбе. На картинах, найденных в гробнице Бени-Хассан, изображались 406 пар борцов, доказывающих свое мастерство в ходе состязаний.
Хочешь помочь проекту? Отключи AdBlock, тем самым мы сможем получить доход за показ рекламы.
Крит и Греция.
Поскольку минойская письменность до сих пор ставит ученых в тупик, неясно, чем конкретно являются изображения прыжков, скачков на быках и других различных действий, которые очень похожи как на соревнования, так и на различные ритуалы. Но о том, что критские подвиги могли быть и спортом, и ритуалом, существуют свидетельства из Греции, где спорт имел культурное значение, не имеющее аналогов в мире до появления современных видов спорта.
Самой известной ассоциацией спорта и религии, закрепившейся в наших умах, безусловно, стали Олимпийские игры, начало которых датируется 776 г. до н.э. Необычайный престиж таких спортивных состязаний приносил атлетам не только воспевание в одах (например, одах Пиндара) и возвеличивание в камне (в виде статуй победителей), но и материальные блага, вопреки мифу о любительском начале Олимпийских игр, который распространяли филателисты 19 века. Поскольку греки были преданы священным играм, никакой полис или город-государство не считался достойным, если в нем не было спортивной гимназии, где спортсмены мужского пола тренировались и соревновались, за исключением милитаристской Спарты.
История физической культуры и спорта Исторические вехи зарождения физического воспитания и спорта.
Физическая культура и спорт имеют многовековую историю. Наукой установлено, что ее простейшие злементы появились на самой ранней ступени развития человечества. Этнографические, археологические и другие исследования показывают, что выделение физических упражнений и игр из трудовых движений в относительно самостоятельный вид деятельности человека, в элементы физической культуры прослеживается в период от 40 до 25 тысячелетий до н. э.
Уже во времена первобытно-общинного строя общество предъявляло определенные требования к уровню физической подготовленности своих членов. Уже тогда существовали своеобразные системы физического воспитания. Физическое развитие и степень физической подготовленности человека, его ловкость, сила, выносливость обеспечивали успех на охоте, на войне, при защите от стихийных бедствий, ставя, таким образом, само существование человека в зависимость от уровня развития его физических качеств.
История говорит, что у многих древних народов существовал обычай проверять уровень физической подготовленности при переходе молодежи из одной возрастной группы в другую. Известно, что у некоторых народов юношам не разрешалось жениться до выполнения определенных испытаний по физической подготовке — этим определялась их способность к самостоятельной жизни. Подобные требования предъявлялись и к девушкам.
Для рабовладельческого общества наиболее типичной являлась система физической культуры Древней Греции. Это государство отличалось тем, что в нем уделялось особое внимание образованию и воспитанию. Уже в V в. до н. э. афиняне гордились тем, что в их городе не было ни одного неграмотного. Коллективные формы обучения только начинали складываться путем объединения детей в группы, руководимые преподавателями. Само же обучение не было юридически обязательным, но долг родителей по отношению к своим детям заставлял заботиться об их образовании и воспитании.
В основу древнегреческой системы образования и воспитания был положен синтез умственного и физического совершенствования. Образование включало три одинаково важных части — интеллектуальную, музыкальную и физическую. В результате образования и воспитания молодые люди должны были обрести равновесие тела и духа, достичь идеала -единства красоты и добра.
Древнегреческое образование и воспитание явились выражением гражданских и этических ценностей античного общества, воплощавшихся в гармонично развитой личности. Этой вершине педагогической мысли древний мир был обязан прежде всего афинянам, стремившимся к полному, всестороннему раскрытию способностей человека.
Наивысшего успеха древнегреческая система образования и воспитания достигла в IV в. до н. э. благодаря софистам, которые стали первыми учителями-профессионалами’. Для того чтобы обеспечить полноценное преподавание, блистать знаниями и красноречием, аргументировать свое мнение и достигать побед в спорах, софисты глубоко изучали литературу и историю, вели исследования в области мифологии, составляли списки и делали описание важнейших исторических событий. Хорошо знали софисты и историю спортивных соревнований, наиболее интересные события Олимпийских игр, имена победителей. Особенно больших успехов греческая школа достигла в риторике и философии благодаря знаменитой школе риторики, основанной в 392 г. до н. э. Исопратом, и не менее известной Академии Платона, открытой в 397 г, до н. э.
Мальчики в Древней Греции должны были иметь трех учителей — грамматика, кифариста и педотриба. Первый обучал чтению и письму, прививал навыки счета. Позднее этот учитель помогал детям изучать основные произведения поэтов и писателей, в первую очередь Гомера и Эзопа, знакомил их с произведениями законодателей. Второй учитель -кифарист — обучал игре на кифаре и лире, песням и гимнам. Под руководством педотриба -учителя гимнастики — дети занимались физическими упражнениями, тренировались, соревновались в беге, прыжках, метаниях и других видах, надеясь достичь высоких показателей и победить в больших спортивных играх.
В системе античной гимнастики выделялось три части:
1)игры, применявшиеся в подготовке детей (подвижные игры, игры с мячом, упражнения с предметами — обручем, диском, копьем и др.);
2) палестра — система физических упражнений из программы пентатлона на (бег, прыжки в длину, метание копья, метание диска, борьба), дополнена плаванием, греблей, кулачным боем, стрельбой из лука, верховой ездой, бегом с оружием и др.;
3) орхестрика — упражнения, в основе которых положены игры с мячом, акробатика, ритуальные, обрядовые и боевые танцы.
Каждая из этих частей имела свое назначение: игры применялись в процессе физического воспитания детей; палестра определяла основное содержание физического воспитания молодежи; орхестрика являлась дополнением к палестре и решала задачи совершенствования ловкости, подготовки к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Физическое воспитание начиналось с 7-8-летнего возраста в гимнасиях и палестрах. Подвижные детские игры, упражнения в танцах и беге, выполняемые под музыку, различные игры с мячом, прыжки и другие виды физической подготовки постоянно дополнялись основными видами пятиборья. По достижении 15-летнего возраста физическое воспитание в гимнасиях приобретало спортивную направленность. Здесь наряду с пятиборьем, юноши занимались борьбой, кулачным боем и плаванием. Юноши из богатых семей занимались в гимнасиях и в 18-20-летнем возрасте, где они продолжали совершенствование в различных видах спорта. Занятия спортом дополнялись занятиями по военному делу, управлению государством, философии, ораторскому искусству.
Для ведения войн, подавления сопротивления рабов нужны были физически сильные, выносливые воины. В Древней Греции неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать. Физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах является классическим примером развития физической культуры в условиях рабовладельческого строя. Многие великие люди древности, известные всему миру успехами в науке, были хорошими спортсменами. Так, математик и философ Пифагор был олимпийским победителем в кулачном бою, другой философ — Платон — также прославился своими победами в кулачных боях.
Рис 1.2 — Акробатические упражнения с быком
Философы Сократ и Аристотель, оратор Демосфен, писатель Лукиан и многие другие выдающиеся люди придавали огромное значение физическому воспитанию и восхищались проявлению силы, мужества и благородства. Взгляд греков на значение физических упражнений выражен в словах Аристотеля: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
В период рабовладельческого строя различные физические упражнения (борьба, акробатика, верховая езда, фехтование) довольно широко использовались в Египте, Вавилоне, Персии, Китае, Индии; система физического воспитания существовала и в Древнем Риме.
О значении физической культуры в Древней Греции свидетельствует, к примеру, и то, что человека, не умеющего писать и плавать, греки считали «телесным и умственным калекой», а Сократ (469-399 гг. до н. э.) утверждал: «было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красы и силы».
Следует отметить, что получение образования в Древней Греции было исключительно привилегией свободнорожденных граждан. Рабам запрещено было заниматься упражнениями, развивающими физическую силу и выносливость, тренироваться в палестре и участвовать в соревнованиях. Даже в государствах-городах, где рабы имели более или менее широкие права, им все же запрещалось посещение гимнасиев.
Если система воспитания в Афинах носила разносторонний характер и сочетала в себе умственное, духовное и физическое, то в другом древнегреческом полисе — Спарте — воспитание носило явно выраженный военный характер, требующий воспитания дисциплинированного, решительного, сильного, выносливого, смелого воина, способного к перенесению любых тягот. Это относилось как к физическому, так и к интеллектуальному и эстетическому воспитанию. К примеру, в Спарте интеллектуальная подготовка ограничивалась обучением чтению и письму, основными сведениями об истории и традициях государства. Основное же внимание уделялось физической и военной подготовке, осуществляемой с удивительной целеустремленностью и связанной с большими лишениями и испытаниями, через которые приходилось пройти молодому поколению. При этом воспитание девочек мало чем отличалось от воспитания мальчиков.
Такое отношение к воспитанию обусловливалось во многом структурой населения Спарты, существенно отличающейся от той, которая была в Афинах. Если в Афинах около половины населения составляли свободнорожденные граждане, то в Спарте основная часть населения состояла из рабов. Естественно, что удержать власть в таких условиях можно было лишь за счет военного режима.
В Спарте, как и в Афинах, систематическое физическое воспитание начиналось с семилетнего возраста. Руководили физическим воспитанием специальные учителя, обязательно из числа свободнорожденных людей. Уже для детей раннего возраста занятия включали жесткие игры, удары, драки, что поощрялось воспитателями.
В пятнадцатилетием возрасте подростки включались в группу эйренов, где воспитание также носило преимущественно военный характер. Физическая подготовка строилась прежде всего на основе пятиборья, кулачного боя и борьбы. Вместе с юношами обучались и девушки, которые обеспечивали порядок в полисе во время военных походов мужчин. Систематическая физическая и военная подготовка осуществлялась в Спарте до тридцатилетнего возраста, однако и в дальнейшем свободные граждане обязаны были поддерживать свою спортивную форму. Различные спортивные соревнования (и в первую очередь Олимпийские игры) заметно повлияли на характер физического воспитания, которое утратило выраженный военный характер. В нем появились элементы эстетики, зрелищности и выразительности движений и их эффективности, обеспечивающих успешное выступление в спортивных соревнованиях.
Греки внимательно следили за тем, чтобы вся система воспитания, в том числе и физического, органически увязывалась с общественно-политической структурой каждого города-государства, на что указывал и Аристотель: «Воспитывайтесь по городам».
В литературе о спорте в Древней Греции очень мало внимания уделяется анализу подготовки атлетов. А ведь тренеры, опираясь на практику, сформировали достаточно стройную систему подготовки атлетов к Олимпийским играм и другим соревнованиям. В этой системе доминировали принципы отбора и ориентации талантливых спортсменов на занятия тем или иным видом спорта по показателям телосложения и физическим качествам; система обучения движениям предусматривала их изучение по частям и в целом, с подразделением на основные и дополнительные. Были разработаны эффективные системы развития различных физических качеств — силы, выносливости, ловкости. Уже 8 те времена существовала периодичность в подготовке спортсменов: планировалась четырехлетняя подготовка — от одних Олимпийских игр к другим; существовали и четырехдневные циклы (тетрады), тесно взаимосвязанные между собой и обеспечивающие планомерность подготовки атлетов.
Вот как рассказывает о тетрадах Филострат: «Под тетрадами понимался цикл из четырех дней с различной деятельностью каждый день. Первый день является подготовительным для атлета, во втором — тренировка достигает максимального напряжения, на следующий день напряжение падает, в последний день — среднее напряжение. Подготовительная тренировка состоит из энергичных движений, коротких и быстрых, ее целью является стимулирование атлета и его подготовка к предстоящему усилию; максимальное напряжение снабжает силой тело, подвергая его неоспоримым испытаниям; во время падения напряжения выполняются упражнения на расслабление.
Существовала специализация учителей-тренеров, которые принимали участие в подготовке атлетов. В зависимости от выполняемых функций они назывались «гимнастис», «педо-трибис», «алиптис». Гимнастис разрабатывал программу подготовки атлетов, педотрибис реализовал эту программу, алиптис занимался подготовкой атлета к занятиям и соревнованиям, натирая его тело маслом, делая массаж.
Бели на заре олимпийского движения в Древней Греции спортсмены часто выступали в различных видах спорта, используя прежде всего свои природные задатки, подкрепленные не очень продолжительной и стихийной подготовкой, то проникновение в спорт профессионализма привело к достаточно узкой специализации атлетов, которые стремились добиться совершенства в каком-либо одном виде спорта. Хорошо подготовленные спортсмены стремились участвовать не только в Олимпийских играх и других крупнейших общегреческих соревнованиях, но и в погоне за денежными призами и подарками, поочередно принимали участие в самых различных соревнованиях.
В разных видах спорта детально отрабатывалась система подготовки спортсменов, выявлялись и применялись наиболее эффективные средства и методы. К примеру, боксеры и панкрати-онисты использовали кожаные мешки с песком, мукой, или пшеницей для отработки различных ударов. При этом мешки дифференцировались по массе и расположению в зависимости от вида спорта, индивидуальных особенностей спортсменов, а также качеств, которые стремился развить спортсмен, — силы или точности ударов, устойчивости ног и др. При тренировке с использованием мешков применялись различные упражнения, развивающие силу и точность ударов, координацию и устойчивость, а также внутренние органы (сердце, легкие).
Ярким примером, характеризующим развитие физической культуры в этот период, являются Олимпийские игры, которые имели большое культурное значение в жизни Древней Греции. Победители Олимпийских игр пользовались уважением общества, еще при жизни им ставили памятники, их подвиги воспевались поэтами и художниками.
В Древней Греции хорошо знали, что победы на Олимпийских играх требуют большого и напряженного труда, отказа от привычного образа жизни. На это, к примеру, указывает Эпистет: «Хочешь победить на Олимпийских играх? Очень хорошо, сделай это. Ты должен подчиняться суровой дисциплине, следовать диетическому режиму, ты не сможешь есть пироги; должен будешь почитать установленное расписание тренировки и в жару, и в холод; не сможешь пить ни прохладную воду, ни вино. Должен будешь доверяться тренеру, как если б он был врачом. С тобой будут дурно обращаться во время соревнования: можешь вывернуть себе руку или тебе вывернут ногу и ты проглотишь кучу песка. Подумай обо всем этом, а затем иди заниматься спортом».
Особенно тщательной и строгой была подготовка спортсменов в Олимпии в последний месяц перед Играми. Дисциплина поддерживалась не только разъяснениями и указаниями, но и при помощи прута, которым тренеры наказывали нерадивых учеников. Напряженная тренировка сочеталась со строгим режимом отдыха и питания, которое было различным для спортсменов, готовящихся к выступлениям в разных видах спорта.
В подготовку атлетов вводились медицинские знания — о развитии системы дыхания и кровообращения, элементы гигиены, различные виды массажа, специальные диеты. Не забывали древние греки и о психологической подготовке, рассматривая ее как важную часть мастерства спортсменов.
До нас дошли имена некоторых тренеров. Чемпион в пятиборье (44 г. до н. э.) Икий из Торенто был известным тренером и написал книгу, в которой в качестве центральных тем, важных для подготовки атлетов, определил диетический режим и образ жизни. Геродик из Селимбрии, спортивный тренер, прославился сочетанием спортивной подготовки и медицины, используя различные методы сначала на себе, а затем на других.
Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, то есть целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации. Поэтому она может быть относительно элементарной или высокоразвитой, иметь ограниченную либо широкую сферу распространения. В сущности, организационная мощь системы зависит, прежде всего, от степени участия государства, общества в целом в ее становлении и функционировании.
Свою систему физического воспитания 11 имело и феодальное общество. Направленность ее определялась в основном ярко выраженным характером, овладением семью рыцарскими ( достоинствами — верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы, а также умением слагать стихи, — и преследовало главную цель: подготовку физически сильных воинов-рыцарей.
Рис 1.3 — Игра в же де пом
Наибольшего развития физическая культура достигла при капитализме. Важную роль в формировании новых методов, средств и форм физического воспитания сыграли педагогические идеи, зародившиеся в Европе еще накануне французской буржуазной революции. Большую известность в то время получила проникнутая педагогическая система великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Наряду с проблемами умственного и нравственного воспитания он уделял большое внимание [ вопросам физического воспитания детей. Занятия физическими упражнениями и играми, по мнению Коменского, должны были проводиться на основе трудовых умений ребенка и способствовать подготовке его к жизни. Коменский придавал большое значение играм и другим физическим упражнениям как средству нравственного воспитания детей и одним из первых предпринял попытку педагогического анализа физических упражнений. В отличие от ранних гуманистов, Коменский считал, что все дети независимо от имущественного положения родителей при умелом воспитании могут стать образованными. Педагогические идеи Коменского, сложившиеся в период перехода от феодализма к капитализму, оказали большое влияние на формирование буржуазной педагогики.
Значительное влияние на развитие буржуазной системы физического воспитания оказали философские и педагогические идеи английского философа Джона Локка (1632-1704). Свои педагогические взгляды на воспитание он изложил в книге «Мысли о воспитании детей», изданной в 1693 г. Д. Локк уделял большое внимание физическому воспитанию подрастающего поколения буржуазии, считая, что именно оно поможет джентльменам достичь личного благополучия. А для этого необходимо постоянно укреплять тело и волю, уметь плавать, фехтовать, владеть верховой ездой. Большое значение Д. Локк придавал гигиене одежды, питания, быта. Он советовал рано вставать, заниматься играми и физическими упражнениями на воздухе. «Джентльмен должен быть воспитан так, — говорил Локк, — чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом».
Крупнейшим педагогом-просветителем второй половины XVIII в. был французский ученый Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он придавал исключительное значение физическому воспитанию ребенка. Руссо утверждал, что детей с малых лет надо закалять, купать в холодной воде и приучать к играм. Физические упражнения и игры он рекомендует применять для развития физической силы и воспитания воли. По его мнению, крепкое здоровье необходимо, чтобы сделать ребенка мудрым и разумным. Жан Жак Руссо осуждает тех, кто думает, что физические упражнения вредно отражаются на работе ума, и советует юношам заниматься бегом, прыжками, метаниями, плаванием, верховой ездой, охотой и различными играми.
Леонид Дворкин, Казбек Чермит «Физическое воспитание студентов»
Еще несколько похожих статей с нашего сайта:
Развитие спорта в России в 19 — начале 20 века
Античные Олимпийские игры
Физическое воспитание студентов в России
Средневековый спорт.
Спорт средневековой Европы, как известно, был менее хорошо организован, чем спорт классической древности. Ярмарки и сезонные праздники были поводом для того, чтобы мужчины поднимали камни или мешки с зерном, соревнуясь между собой. Любимым видом спорта крестьянства был народный футбол – дикая игра без ограничений, в которой женатые мужчины сражались против холостяков или одна деревня против другой. Насилие в игре, которое так и сохранилось в Британии и во Франции до конца 19-го века, побудило гуманистов эпохи Возрождения, таких как сэр Томас Элиот, осудить подобный спорт, так как он скорее приносил увечья, чем пользу участникам.
Зарождающаяся буржуазия средневековья забавляла себя матчами по стрельбе из лука. Нередки были и соревнования по бегу, прыжкам и борьбе, но такими видами спорта занимались низшие классы. Бюргеры средневековых городов наблюдали за действующей аристократией, но им самим не разрешалось участвовать в турнирах. Турниры являлись ревностно охраняемой прерогативой средневековых рыцарей и были, наряду с охотой, их любимым занятием. Рыцари проявляли свое мастерство перед лордами, дамами и простолюдинами, они получали прибыль не только от ценных призов, но и от выкупов, полученных от проигравших.
Кроме того, хочется отметить, что девушки-крестьянки свободно участвовали в играх с мячом, а аристократические дамы охотились и держали соколов, при этом женщины среднего класса, как правило, выступали лишь в роли зрительниц. Тем не менее европейские женщины были более активными, чем их современницы в Японии 8-12 веков. Обремененные многослойной одеждой японские дамы были не в состоянии сделать больше, чем взобраться на трибуну, чтобы посмотреть соревнования по стрельбе из лука.